Обучение в аспирантуре

Программы подготовки научно-педагогических кадров

Программы аспирантуры реализуются в целях создания у аспирантов необходимого уровня компетенций (знаний, умений и навыков), для осуществления научных исследований и преподавательской деятельности, к которым готовятся выпускники.
    Программа аспирантуры, разрабатываемая в соответствии с ФГОС, состоит из базовой (обязательной) части и вариативной части (организация определяет самостоятельно в соответствии с направленностью программы).
    Базовая часть программы аспирантуры является обязательной вне зависимости от направленности (профиля) программы аспирантуры, и включает в себя дисциплины, установленные ФГОС:
1. Иностранный язык;
2. История и философия науки.
    Вариативная часть программы аспирантуры направлена на расширение и углубление компетенций, установленных образовательным стандартом, и включает в себя специальные дисциплины, практики, а также научно-исследовательскую работу.
    Дисциплины, входящие в состав базовой части, и дисциплины, практики и научные исследования, входящие в состав вариативной части программы аспирантуры, а также элективные (избираемые обучающимся) являются обязательными для освоения. Факультативные дисциплины не являются обязательными.

Учебные занятия в аспирантуре

    С целью получения аспирантами необходимых знаний и подготовки аспирантов к сдаче экзаменов, в аспирантуре предприятия организованы для аспирантов-очников и заочников учебные занятия в форме лекционных, семинарских и практических занятий.
    Учебный год по очной и заочной формам обучения начинается 1 ноября.
    Занятия проводятся на территории предприятия, в учебных классах аспирантуры с ноября по июнь.
    Расписание занятий разрабатывается аспирантурой и располагается на информационных стендах помещения аспирантуры и на официальном сайте ФГУП "ЦНИИХМ".

Профессорско-преподавательский состав

    Занятия ведут преподаватели из ведущих технических и военных вузов Москвы: МГТУ им. Н.Э. Баумана, Военной академии РВСН им. Петра Великого, ВУНЦ Общевойсковая академия ВС РФ и др.

1. Белова Мария Александровна
Старший преподаватель кафедры «Английский язык для приборостроительных специальностей» МГТУ им. Э.Н. Баумана.
Преподаваемая дисциплина: «Иностранный язык».
Образование: МГТУ им. Э.Н. Баумана, направление подготовки: «Лингвистика».
Повышение квалификации: «Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы»; «Разработка учебно-методического обеспечения для ООП МГТУ им. Э.Н. Баумана».

2. Борский Николай Александрович
Кандидат военных наук, доцент, профессор кафедры ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ».
Преподаваемая дисциплина: «Методика написания диссертационной работы».
Образование: Военная академия имени М.В. Фрунзе, специальность: «Военное и административное управление».
Профессиональная переподготовка: Общевойсковая академия ВС РФ, «Преподаватель высшей школы».
Повышение квалификации: «Право вооруженных конфликтов»; «Повышение квалификации педагогических работников вузов Министерства обороны, учебных военных центров и военных кафедр при гражданских вузах».

3. Карманов Евгений Вячеславович
Кандидат технических наук, доцент.
Преподаваемая дисциплина: «Энергетические материалы в военной технике».
Образование: Московское ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени высшее техническое училище им. Баумана, специальность «Производство летательных аппаратов».
    
4. Нехамкин Валерий Аркадьевич
Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры «Философия» МГТУ им. Э.Н. Баумана.
Преподаваемая дисциплина:  «История и философия науки».
Образование: МГУ им. М.В. Ломоносова, философ, преподаватель философии, специальность «Философия».
Повышение квалификации: «История и философия науки»; «История отечественной философии: методологические проблемы историко-философского исследования и преподавания курса».

5. Павловец Георгий Яковлевич
Доктор технических наук, профессор, старший научный сотрудник, преподаватель военной академии РВСН им. Петра Великого.
Преподаваемые дисциплины: «Средства поражения и боеприпасы»; «Теория и свойства энергонасыщеных материалов».
Образование: Военная академия орденов Ленина, Октябрьской революции и Суворова имени Ф.Э. Дзержинского, специальность: «Топлива».
Повышение квалификации: «Термодинамика высокоэнергетических систем».

6. Плахов Юрий Витальевич
Доктор технических наук, профессор, начальник лаборатории № 402 конструкторского бюро прикладной механики ФГУП «ЦНИИХМ».
Преподаваемая дисциплина: «Вооружение и военная техника. Комплексы и системы военного назначения».
Образование: Военная академия орденов Ленина, Октябрьской революции и Суворова имени Ф.Э. Дзержинского, специальность: «Инженерная оперативно-тактическая, вооружение ракетных войск».

Индивидуальный план работы аспиранта

    На основе учебного плана аспирантуры, аспирант совместно с научным руководителем формирует индивидуальный план работы аспиранта (План), который обеспечивает освоение программы аспирантуры на основе индивидуализации графика обучения с учетом уровня готовности и тематики научного исследования обучающегося. Индивидуальный план работы составляется в течение первого месяца со дня зачисления в аспирантуру в одном экземпляре и представляется аспирантом в аспирантуру для утверждения и хранения, для себя аспирант хранит копию Плана.
    Основной формой отчетности аспиранта на ежегодной аттестации являются материалы по выполнению индивидуального плана работы аспиранта. Составление плана работы аспиранта является обязательной частью обучения. Выполнение Плана контролируется научным руководителем и аспирантурой.
    Аспирант за время обучения обязан полностью выполнить индивидуальный план работы: сдать кандидатские экзамены по иностранному языку, истории и философии науки, специальности, зачеты по факультативным дисциплинам, дисциплинам по выбору; завершить диссертацию и представить ее в Диссовет. Аспирант, не выполняющий в установленные сроки индивидуальный план, является имеющим академическую задолженность и, по решению аттестационной комиссии, может быть отчислен из аспирантуры.
    Тема диссертации утверждается на заседании секции НТКС в течение 3 месяцев с момента зачисления, фиксируется протоколом и вносится в индивидуальный план аспиранта.
    Рекомендации по составлению индивидуального плана аспиранта даны на примере аспиранта очной формы:
    Первый год обучения
- утверждение темы диссертации;
- составление плана-проспекта диссертации;
- постановка цели и задач диссертационного исследования;
- сдача кандидатских экзаменов по истории и философии науки и иностранному языку;
- сдача зачета по факультативным дисциплинам;
- обзор литературных источников по теме диссертации;
- выполнение вводного раздела диссертационной работы;
- проведение экспериментальных исследований;
- публикация 1-2 статей;
- участие в конференциях;
    Второй год обучения
- сдача зачета элективным дисциплинам;
- сдача кандидатского экзамена по специальности;
- проведение и завершение основных теоретических и экспериментальных исследований;
- подготовка основной части диссертации, отражающей результаты исследований;
- публикация 1-2 научных статей по тематике диссертации;
- участие в 2-3 научных конференциях и семинарах с публикацией тезисов докладов;
    Третий год обучения
- сдача кандидатского экзамена по специальности (если не сдан ранее);
- публикация статей по теме диссертации;
- участие с докладами по теме диссертации на конференциях и семинарах;
- доработка и оформление глав, завершение диссертации;
- написание и оформление автореферата;
- предварительное рассмотрение диссертации на заседании секции НТКС научного подразделения;
- представление диссертации и автореферата в Диссовет (не позднее 3 месяцев до окончания срока обучения);
- защита диссертации.

Кандидатские экзамены

     Кандидатские экзамены: - английский язык, история и философия науки, специальная дисциплина - в аспирантуре принимаются в соответствии с программой один раз в год, в июне. В случае досрочного представления диссертационной работы в диссертационный совет экзаменационная комиссия может быть созвана вне установленных сроков.
     Для подготовки к экзаменам аспиранты могут ознакомиться с программой кандидатских экзаменов  у преподавателя или в аспирантуре.
     Аспирант  на базе прослушанного курса по истории и философии науки представляет реферат по соответствующей отрасли науки. Тема реферата выбирается аспирантом по согласованию с преподавателем и научным руководителем диссертации. Аспирант до 1 мая должен сдать преподавателю реферат с рецензией научного руководителя.
     По английскому языку аспирант до 1 февраля должен сдать перевод англоязычного текста из технического журнала (15000 печатных знаков), до 1 мая – реферат на английском языке по теме диссертации объемом 10-12 страниц.
     К сдаче кандидатских экзаменов допускаются аспиранты, регулярно посещавшие лекции и семинары, и имеющие «зачет» за реферат по истории и философии науки, перевод по английскому языку и элективным дисциплинам. Аспирант пишет заявление о готовности к сдаче экзамена, и после проверки наличия необходимых зачетов, аспирантура готовит приказ о допуске к кандидатским экзаменам.
    Уровень знаний аспиранта оценивается по четырехбалльной системе: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”. Отметка фиксируется в оценочной ведомости и в протоколе приёма экзамена, который хранится в личном деле аспиранта.

Аттестация

    Аттестация аспирантов является формой контроля успеваемости аспиранта и осуществляется в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком аспирантуры и индивидуальным планом работы аспиранта.
    Аттестация является ежегодной и проходит, как правило, в сентябре, до начала нового учебного года.
    Аспирант на заседании аттестационной комиссии отчитывается о проделанной работе за прошедший учебный год. Явка на аттестацию обязательна для аспиранта и его научного руководителя. 
   Аспиранты, не явившиеся на аттестацию без уважительной причины или не прошедшие аттестацию (результаты работы признаны неудовлетворительными), могут быть отчислены по решению аттестационной комиссии. 
  Аспиранты, не прошедшие аттестацию по уважительным причинам, представляют подтверждающие документы председателю аттестационной комиссии  и проходят аттестацию в сроки, согласованные с комиссией. Лица, показавшие недостаточный уровень успеваемости по дисциплинам и отстающие от графика подготовки диссертационной работы, признаются условно аттестованными и вызываются на повторное заслушивание, проводимое аттестационной комиссией, как правило, в феврале-марте следующего за отчетным года.

 

Памятка по аттестации